«Верните НДС!» — резиденты высказались о механизмах свободного порта Владивосток на сессии ВЭФ

13.09.2017

В среду, 6 сентября, на сессии Восточного экономического форума обсудили успехи и вызовы свободного порта Владивосток. За два года набралось достаточно и того, и другого. Больше всего вопросов вызывает налогообложение резидентов. Несмотря на интенсивную работу "интерфейса" между государством и предпринимателями, многие резиденты до конца не понимают механизм ускоренного возврата НДС, а действующие предприятия раз за разом поднимают вопрос о предоставлении им налоговых льгот.

О намерениях инвестировать в свободный порт Владивосток объявили 270 резидентов, сумма потенциальных инвестиций - 375 млрд рублей. Вопрос ускоренного возврата НДС крайне актуален, особенно на начальном этапе проекта, когда бизнесу необходимы "живые" деньги. Дмитрий Макаренко, генеральный директор ООО "Артаяр", подчеркнул, что рассмотрение заявки на возврат НДС занимает до 15 дней, а Федеральная налоговая служба требует предоставить документы в течение 5 дней, что делает преференцию нерабочей. В качестве контрмеры Макаренко предложил заключать трехстороннее соглашение между резидентом, Корпорацией развития Дальнего Востока и ФНС. Также он заявил, что условие годичной работы в качестве резидента СПВ для получения возможности ускоренного возврата НДС слишком жесткое, и предложил сократить этот срок.

Генеральный директор ООО "Восток ЛПГ" Евгений Панин отметил, что его компания не может пользоваться данной преференцией из-за того, что 100% инвестиций в ее уставной капитал иностранные. ООО "Дюк Авеста" также ждет решения по возврату НДС, но зато предприятие, построившее железнодорожный контейнерный терминал, уже воспользовалось другой резидентской льготой - предоставлением земельного участка без проведения конкурса.

Денис Тихонов, генеральный директор АО "Корпорации развития Дальнего Востока", пояснил, что закон предусматривает возможность для Корпорации выступать поручителем для ускоренного возврата резиденту НДС. Однако деятельность свободного порта - это не благотворительность. На сегодняшний день поданы заявки на возврат НДС в объеме 10 млрд рублей, и Корпорация должна подходить к каждому решению ответственно, предоставляя средства тем, кто сможет реализовать свои проекты без рисков.

При этом заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Павел Волков не считает, что "резиденты возьмут возвращенный НДС и убегут с ним". Основной задачей он назвал приращение количества резидентов СПВ и создание для них максимально комфортных условий, которые позволят зарабатывать деньги и реинвестировать их в экономику региона.

Ирина Ольховская, первый заместитель генерального директора ООО "УПК" - управляющей организации АО "Восточный порт", поделилась успехами по увеличению мощности порта и подняла важную тему предоставления налоговых льгот действующим предприятиям. По ее мнению, стимулировать существующий бизнес не менее важно, чем создавать новые предприятия. В этом Ольховскую поддержал Денис Сарана, член совета директоров ОАО "Владивостокский морской рыбный порт". Из положительных моментов он отметил арендованный без торгов на 70 лет участок земли.

Денис Тихонов согласился, что проблема важна, и закон предусматривает возможность резидентства в свободном порте для действующих предприятий. Обоснование включения в СПВ "Восточного порта" было найдено, и вопрос с налоговыми льготами также будет урегулирован.

Присутствовавший на сессии заместитель министра финансов Илья Трунин прокомментировал, что в случае, если у государства есть цель поддержать действующие предприятия, то Минфин предложит механизмы реализации данных льгот.

Однако трудности резидентов СПВ не ограничиваются получением налоговых преференций. Алексей Головко, генеральный директор АО "Дальневосточная транспортная группа", куда входит АО "Находкинский морской рыбный порт", отметил в качестве тормозящего фактора большое количество отчетных документов. Помимо подробного отчета в Корпорацию развития Дальнего Востока, необходимо предоставить такие же документы нескольким департаментам краевой администрации. При этом у каждого ведомства свои требования. Головко предложил унифицировать документооборот и ограничить его единым отчетом.

Также среди проблем называют дефицит кадров и нехватку их квалификации. С этим вызовом резиденты справляются сами, направляя сотрудников на обучение и организовывая специальные курсы на предприятиях.

Наконец, практически не применима преференция свободной таможенной зоны. Ей пользуются всего два резидента СПВ. На то есть причины. Во-первых, это статус товара, который меняется, когда товар необходимо вывезти за пределы СТЗ, при этом необходимо уплатить налог. Во-вторых, по мнению бизнеса, требования к обустройству зон таможенного контроля, куда должны помещать товары, подпадающие под процедуру СТЗ, избыточны. С этим тезисом согласен Сергей Федоров, первый заместитель начальника Дальневосточного таможенного управления. Он связывает это с моральным устареванием нормативной базы. Работа по ее модернизации уже проведена, 2 сентября вступил в силу 111-й приказ Минфина. В новом законодательстве будут послабления для организации зон таможенного контроля, а также понятие потребленных товаров, например, стройматериалов. Их можно будет ввезти беспошлинно, использовать для строительства зданий, а потом узаконить постройки и продать третьим лицам, не уплачивая налог на ввезенные материалы.

Наряду с проблемами есть и успехи. Генеральный директор ООО "Центр детского здоровья" Александр Шуматов подчеркнул, что ограничение количества проверок стало положительным моментом. Традиционно медицина - крайне зарегулированная отрасль, и постоянные проверки отнимают время персонала, снижая эффективность работы. Также компания активно использует налоговые преференции, а сэкономленные деньги тратит на современное техническое оснащение.

Первый заместитель главы Хабаровского края по вопросам инвестиций и приоритетных проектов Юрий Чайка отметил социальную значимость СПВ. Режим свободного порта снижает нагрузку на бизнес и посредством этого решает социальные задачи. Каждый рубль инвестиций - это 50 копеек в валовой региональный продукт, не говоря уже о создании рабочих мест и инфраструктуры.

Для компании "ДВ-Инжиниринг", производящей высокотехнологичное электротехническое оборудование, преференции резидента - приятный бонус, поскольку все экономические расчеты были сделаны до того, как руководство узнало о свободном порте. Освободившиеся средства инвестируют в человеческий капитал, обучают сотрудников.

В целом дискуссия вышла конструктивной. Проблемы, по заверениям Дениса Тихонова, должны и будут решаться. Однако решаемы далеко не все проблемы. В частности, провоз товаров через дальневосточную сухопутную границу был и остается "бутылочным горлышком" между свободным портом и азиатскими рынками.

 

 

Вернуться к списку новостей