Эффективность особого режима: на ВЭФ во Владивостоке обсудили преимущества и подводные камни ТОР

13.09.2017

В четверг, 7 сентября, в рамках Восточного экономического форума, который проходил во Владивостоке, резиденты дальневосточных территорий опережающего социально-экономического развития обсудили эффективность режима ТОР и влияние преференционных механизмов на экономику реализуемых проектов. Общий настрой встречи был оптимистическим - неудивительно, ведь ТОР стали своеобразными "заповедниками", где инвесторы могут рассчитывать на содействие государства.

Один из спикеров, Денис Грось, успешно реализовал проект индустриального парка "Авангард" (ТОР "Хабаровск"), теперь его опыт пригодился в ТОР "Комсомольск", где он руководит индустриальным парком "Парус". Он вспомнил резолюцию, принятую год назад по итогам подобного обсуждения на ВЭФ 2016 года, и признал, что многие проблемы уже решены. Например, частично урегулирован вопрос субсидирования строительства инфраструктуры. Инвестор может создать инфраструктурные объекты за свой счет, а затем компенсировать расходы из государственного бюджета. В Хабаровском крае этот механизм уже работает, в других ТОР будет реализован в 2018 году.

Наконец в открытом доступе появилась информация о планах строительства инфраструктуры, чего не хватало в прошлом году. По запросу инвесторов оперативно производят корректировку приоритетных видов деятельности ТОР, упростили требования к обустройству зон таможенного контроля, куда должны помещать товары, попадающие под процедуру свободной таможенной зоны. Также 111-й приказ Минфина расширил список материалов и оборудования, которые можно ввозить на территорию СТЗ беспошлинно.

Также в поле зрения институтов развития попал малый и средний бизнес. Вскоре будут построены арендные корпуса, чтобы упростить вход в ТОРы небольшим проектам.

Тем не менее, до сих пор не производится ускоренный возврат НДС, поскольку Корпорация развития Дальнего Востока еще не подготовила соответствующую документацию. Не осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам, о котором говорили участники прошлогодней дискуссии.

Уникальным преимуществом территорий опережающего развития Грось назвал "нормальный человеческий подход" к резидентам со стороны государства и региональных властей, который позволяет сторонам работать с прицелом на результат. Такой необычный для российской действительности механизм, реализуемый в рамках ТОР, находит живой отклик у инвесторов.

"Режим ТОР позволяет инвесторам со спокойным сердцем расстаться с деньгами. Инвестор не остается один на один со своими трудностями и проблемами, а опирается на государство. С Минвостокразвития мы решаем все текущие проблемы, никаких промедлений нет", - сказал Валерий Цивилев, член совета директоров угледобывающей компании "Колмар" (ТОР "Южная Якутия").

Питер Балка, врио главного исполнительного директора австралийской компании TigersRealmCoalLtd, добывающей уголь в ТОР "Беринговский", также признал, что именно льготные условия и поддержка государства стали решающими факторами для старта проекта. Анатолий Ким, генеральный директор ООО "Газпром Газэнергосеть Гелий" (ТОР "Надеждинская"), считает, что пакет льгот, предоставляемый в рамках дальневосточных ТОР, создает очень выгодные условия для бизнеса. А несоответствия законодательства - это рабочие моменты, которые медленно, но верно урегулируются. Гендиректора ООО "Дальневосточный графит" Виталия Мисютинского, который строит крупнейший в России горно-обогатительный графитовый комбинат в ТОР "Амуро-Хинганская", приятно удивила арендная ставка, предложенная предприятию Корпорацией развития Дальнего Востока. Но и без накладок не обошлось: пока комбинат находится на стадии проектирования, "Дальграфит" не может пользоваться налоговыми льготами. Зато снижение фискальной нагрузки благоприятно сказалось на графитовом бизнесе. Всеобщее оживление вызвало сообщение спикера о том, что с ноября прошлого года в компании не было ни одной проверки.

Нашлись и "подводные камни" реализации проектов в рамках ТОР. Например, в текущем регулировании режима свободной таможенной зоны не предусмотрены удаленные площадки, между которыми необходимо перемещать технику и оборудование. Так, площадки компании "Колмар" находятся на расстоянии 25 км, в каждой необходимо оборудовать зоны таможенного контроля и соблюдать правила въезда и выезда техники. Это создает препятствие для перебазирования экскаваторов и погрузчиков, а также перевозки запчастей. Цивилев предложил предусмотреть процедуру, согласно которой сообщение между площадками можно будет осуществлять без излишних проволочек.

Еще одна сложность - сроки деловых виз. Их выдают всего на три месяца, после этого иностранным специалистам необходимо выехать из России. Следующую визу можно получить еще через три месяца. Однако монтаж оборудования на крупных предприятиях может занимать до полугода. В таких визовых условиях создание новых производств неоправданно затягивается.

Лев Гориловский, член совета директоров "Группы Полипластик", заметил, что завод по производству трубных полимеров (ТОР "Хабаровский") не может воспользоваться налоговой льготой на имущество. Оборудование на этом заводе современное, но не новое, и на него льготы не распространяются.

Послушав выступления, высказал свою позицию генеральный директор ООО "МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус" Дмитрий Кудинов:

"Не хотелось бы говорить, что институты развития нам что-то должны. Они нам уже все дали. Теперь задача в том, чтобы улучшить регулирование этих преференций. От коллег я слышу, что есть проблемы. Ну что вы, никогда не реализовывали проекты без ТОР? Реализовывали. Давайте не будем перекладывать ответственность на институты развития, самим нужно быть активными".

В похожем ключе высказался японский эксперт ИватаАкира (NomuraResearchInstituteLtd.). Он отметил важность сотрудничества между резидентами ТОР и призвал их выйти из изоляции. Тут же было выдвинуто предложение об организации Ассоциации резидентов ТОР, которая на регулярной основе осуществляла бы агрегирование конструктивной повестки и координацию общих действий. По такому принципу уже действует Ассоциация резидентов свободного порта Владивосток.

Инициативу поддержали гендиректор Корпорации развития Дальнего Востока Денис Тихонов и директор департамента ТОР и СПВ Минвостокразвития Андрей Федотковский. С ростом количества резидентов осуществлять индивидуальное сопровождение каждого становится все более затруднительно. Если Ассоциация возьмет на себя функции выявления типовых проблем и координации, то взаимодействие инвесторов и уполномоченных органов станет более структурированным и эффективным.

 

 ИА «Новости Владивостока» 

Вернуться к списку новостей