Экспорт в цифровом формате – РЖД и ФТС России развивают технологию электронных деклараций при экспорте грузов

12.08.2019

ОАО «РЖД» развивает технологию оформления в цифровом виде грузовых железнодорожных накладных, таможенных и налоговых деклараций при экспорте грузов. При её использовании участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и ОАО «РЖД» могут подтвердить право на нулевую ставку НДС при помощи электронных документов. Экспортная технология сетевого электронного взаимодействия при экспортных перевозках грузов железнодорожным транспортом не имеет в настоящее время аналогов на других видах транспорта в России.


Как рассказали «Гудку» в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), до конца года ОАО «РЖД» планирует приступить к широкому тиражированию электронной технологии импортных перевозок грузов с последующим автоматическим оформлением в интересах участника ВЭД таможенной транзитной декларации в информационной производственной системе ОАО «РЖД» и передачей её в информационную систему Федеральной таможенной службы России (ФТС). Экспортная технология сетевого электронного взаимодействия при экспортных перевозках грузов железнодорожным транспортом носит ярко выраженный инновационный характер и не имеет в настоящее время аналогов, как при перевозках другими видами транспорта в России.


«РЖД и таможенная служба за последние четыре-пять лет сделали колоссальный шаг вперёд с точки зрения электронного взаимодействия, – рассказал в ходе круглого стола в ИД «Гудок» заместитель начальника ЦФТО ОАО «РЖД» – начальник управления по таможенной деятельности Юрий Сиротич. – Примеров такого взаимодействия и интеграции информационных систем, которые есть у нас, на постсоветском пространстве однозначно нет. И в мировой практике насчитываются единицы, да и там не всё так гладко.
Ни для кого не секрет, что станции назначения удалены от таможенных органов иногда на сотни километров, и раньше эта процедура занимала три-четыре дня. Нужно было отвезти документы туда, сутки – на обработку, потом сутки, чтобы вернуть обратно. И только после этого можно было приступить к основному таможенному оформлению груза. Сейчас завершение этой процедуры занимает три-пять минут в электронной форме».


Экспортные перевозки с использованием электронных накладных и возможностью электронного взаимодействия с Федеральной налоговой службой России (ФНС) осуществляются в прямом железнодорожном международном сообщении с сопредельными странами, которые в состоянии на данный момент поддержать электронный формат работы (Финляндия, Литва, Латвия и Эстония), а также при железнодорожных перевозках для дальнейшего экспорта через внутренние порты России. Сегодня таким образом по электронным документам оформлено более 4,5 тыс. накладных на грузы.


Как отмечают в ЦФТО, задача перевода в электронный вид экспортных грузов железнодорожным транспортом во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, в том числе в части предоставления экспортёрам возможности подтверждения права на применение ставки НДС 0% в электронном виде, в целом решена.


Технология предполагает, что все операции по планированию экспортной перевозки, оформлению таможенной декларации, формированию и подписанию железнодорожных документов, отметок таможенных органов, осуществлению налоговой отчётности выполняются в электронном виде на основе электронного взаимодействия ФТС, ФНС и ОАО «РЖД» без дублирования на бумажных носителях на всех этапах внешнеэкономической деятельности.


Напомним, в октябре прошлого года в Российском союзе промышленников и предпринимателей состоялось заседание, на котором РЖД совместно с органами налоговой и таможенной служб представили электронную технологию взаимодействия всех участников перевозочного процесса по переводу экспорта грузов железнодорожным транспортом в цифровой формат.


Как рассказала «Гудку» руководитель проекта по развитию экспортной логистики Российского экспортного центра Алевтина Кириллова, перевозки экспортных грузов по безбумажной технологии начали прорабатываться в соответствии с поручением Правительства РФ от 12 мая 2015 № ИШ-П10-3124, выстраиваясь поэтапно следующими шагами: обмен между РЖД и ФНС электронными реестрами перевозочных документов – октябрь 2015 года. Обмен между РЖД и ФТС электронными отметками таможенных органов – январь 2016 года. Обмен между РЖД и ФНС электронными накладными с электронными отметками таможенных органов – декабрь 2016 года. Изменение законодательной базы Российской Федерации для тиражирования на всю страну (закон о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ) – август 2018 года.


В период с 2016 по 2018 год был проведён масштабный эксперимент по перевозке грузов по электронным документам с возможностью подтверждения ставки НДС 0% в электронном виде на российско-финляндском направлении (до 37% грузов от общего ежегодного объёма перевозок в 15–16 млн тонн).


Текущее состояние технологии – переход от ограниченного круга участников к предоставлению такой возможности всем.


ФТС и ФНС разработали и утвердили формат электронного перевозочного документа для подтверждения обоснованности нулевой ставки НДС, который был утверждён Министерством юстиции России 11 июля. Теперь, чтобы подтвердить обоснованность НДС 0% при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта, в налоговые органы можно направить такой перевозочный документ в электронном формате. Таким образом, подтверждение права участниками ВЭД и ОАО «РЖД» на нулевую ставку НДС при экспорте при помощи электронных документов теперь введено в полном объёме.


Как рассказала «Гудку» Алевтина Кириллова, тиражирование безбумажного экспорта позволило на сегодняшний день выстроить практический обмен с клиентами электронными счетами-фактурами, актами и перечнями, практический обмен дополнительными электронными бухгалтерскими и первичными документами, включая расширение перечня электронных документов, используемых при грузовых перевозках (акт сверки расчётов на оплату штрафных санкций, акт на оказание услуг по предоставлению железнодорожного состава и прочее), передачу в ФНС электронных реестров перевозочных документов с электронной подписью, а также получать электронные отметки технического осмотра на железнодорожной накладной и осуществлять в электронном виде такие таможенные операции, как регистрация прибытия и убытия, помещение на временное хранение и выдача грузов.


По её словам, данная технология весьма перспективна с точки зрения достижения результативности федерального проекта «Логистика международной торговли», входящего в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт».


«Электронный документооборот значительно упростит существующую таможенную систему, и отсутствие бумажных перевозочных документов существенно скажется на времени прохождения контрольных процедур и, соответственно, скорости доставки экспортных грузов конечному потребителю. Вместе с тем электронный документооборот уменьшает издержки как налоговых органов, так и бизнеса. Раньше экспортёры возили бумажные экземпляры документов, и со стороны бизнеса серьёзные затраты имелись на подготовку, оформление и доставку бумаг, а ФНС несла издержки за хранение», – заявила Алевтина Кириллова.

Газета «Гудок»


Вернуться к списку новостей

Другие новости на эту тему: