Госдума приняла «закон о Калининградской области»: что выиграет регион и каждый из нас

28.11.2017

Государственная Дума приняла во втором чтении приняла долгожданный «закон о Калининградской области». На самом деле, это не единый документ, а пакет поправок в федеральные законы, которые затрагивают разные вопросы социально-экономического развития нашего региона. Кроме того, второе и третье чтения в Государственной думе прошли поправки в 16-й федеральный закон «Об Особой экономической зоне Калининградской области» и Налоговый кодекс. Все эти новшества тоже отразятся на жизни калининградцев.

Время

Срок действия калининградской Особой экономической зоны продлевается. Теперь она должна прекратить существование не в 2031 году, а 31 декабря 2045 года. Изначально, напомним, планировалось, что ОЭЗ сохранится аж до 2095-го, но пока законодатели остановились на компромиссной дате.

Кроме того, значительно расширяется территория самой Особой экономической зоны. В ее пределы включат территории и акватории морских портов, расположенных в Калининградской области. Это положение удалось провести уже на стадии второго чтения.

Деньги

Снижается минимальный порог инвестиций для резидентов ОЭЗ двух категорий. В сфере IT - до одного миллиона рублей, для инвестпроектов в области здравоохранения – до 10 миллионов рублей. Сейчас, напомним, чтобы получить статус резидента ОЭЗ Калининградской области, нужно в определенный период сделать капитальные вложения на сумму меньше 150 миллионов рублей. С 2016 года этот порог снизили до 50 миллионов, но не для всех - поблажку сделали для инвестпроектов в сфере туризма, рекреации, сельского хозяйства, переработки и других важных отраслях.

Принятые думой поправки в Налоговый кодекс РФ предусматривают и снижение в несколько раз, до 7,6%, страховых взносов. Пониженные тарифы устанавливаются для новых резидентов ОЭЗ, которые, во-первых, получат этот статус с 1 января 2018 года до 31 декабря 2022 года, а во-вторых, будут создавать новые рабочие места.

Еще одно изменение в Налоговом кодексе касается порядка применения пониженной ставки по налогу на прибыль резидентов ОЭЗ. Сейчас она составляет 0 процентов и применяется в первые шесть календарных лет со дня включения организации в реестр. Поправка предполагает, что отсчет этих шести налоговых периодов будет вестись, начиная с того периода, в котором предприятие получило первую прибыль.

Появилась в законе и норма об отмене утилизационного сбора в отношении автомобилей не старше 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Нулевой НДС на авиаперевозки

Изначально идею по обнулению НДС на внутрироссийские авиаперевозки в Калининград и из Калининграда озвучил президент Владимир Путин. Это произошло во время визита главы государства в наш регион в августе этого года. В сентябре президент подписал поручение в адрес федеральных министерств. Предполагается, что необходимые поправки в Налоговый кодекс вступят в силу с 1 января 2018 года. При этом для Калининградской области сохранится субсидирование пассажирских авиаперевозок.

Кроме того, для нашей области вводится упрощенный порядок оформления виз для иностранцев, предусматривающий возможность их выдачи в электронном виде.

Меньше бюрократии

Госдума согласовала сокращение срока прохождения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов с 60 до 45 дней. Также с трех месяцев до 45 дней сократятся сроки государственной экологической экспертизы проектной документации.

Не менее важно, что в законодательстве появилась норма, которая приводит к «общему знаменателю» термины Евразийского экономического союза.

- Внесены поправки, которые минимизируют угрозу возникновения противоречий законодательства о калининградской ОЭЗ с требованиями нового Таможенного кодекса ЕврАзЭС, - пояснила министр экономики Калининградской области Нинель Салагаева. - Это критически важные решения для нашего эксклавного региона! Новые поправки, например, уточняют порядок помещения под таможенную зону автотехники, которую калининградские автоперевозчики брали в лизинг у иностранных лизингодателей – это почти пятая часть международных автоперевозок региона.

Что дальше

«Закон о Калининградской области» по поручению Президента России разрабатывался региональными властями совместно с бизнес-сообществом и федеральными министерствами. В первоначальной редакции содержалось порядка 10 нововведений, направленных на привлечение инвесторов и упрощение условий ведения бизнеса в регионе. Провести удалось не все.

Так, во время второго чтения исключили норму, которая предусматривала возможность заключения договора комиссии между торговыми сетями и сельхозпроизводителями.

Калининград также не получил режим свободного порта, который предоставлен Владивостоку.

Сейчас пакет утвержденных Госдумой калининградских законопроектов направляется в Совет Федерации. Законы вступят в силу после подписания главой государства и официального опубликования.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Это результат долгой масштабной работы»

Антон АЛИХАНОВ, губернатор Калининградской области:

- Завершен важнейший этап законодательного рассмотрения наших предложений. В августе в Госдуму был передан результат масштабной работы, в которую на протяжении более полутора лет были вовлечены десятки ведомств: правительство России, федеральные министерства, власти региона, а также бизнес и экспертное сообщество. Поддержку депутатского корпуса получили основные, самые существенные с точки зрения формирования благоприятного инвестиционного климата инициативы: введение льготных страховых взносов, снижение минимального порога инвестиций для резидентов в IT-секторе и медицине, продление действия режима ОЭЗ, введение упрощенного порядка оформления виз для иностранцев. Не исключая, что работа по продвижению той части законодательных инициатив, которые не получили должного отражения в итоговом пакете законопроектов, может быть продолжена.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

Андрей ГОРОХОВ, инвестор:

- Продление действия режима ОЭЗ до 2045 года дает инвесторам длинный, понятный горизонт бизнес-планирования. По поправкам видно, что сделана ставка на развитие высокотехнологичных секторов калининградской экономики. То, что законопроекты предусматривают снижение страховых взносов, - это уже «фишка» территорий опережающего развития, которые сейчас развиваются на противоположном конце страны – на Дальнем Востоке. В целом новая версия законодательства – большой и безусловный шаг вперед. Вопрос лишь в том, полностью ли он соразмерен задачам, стоящим перед эксклавом. А это задачи высшего государственного приоритета, учитывая растущую напряженность по периметру границ региона. Поэтому Калининград, по моему убеждению, должен иметь самые передовые преференции в стране. Конечно же, на Москву надейся, а с калининградцев ответственность тоже никто не снимал. Многое зависит от того, как мы распорядимся имеющимися ресурсами. Нынешними законопроектами работа не заканчивается. Думаю, и на федеральном уровне Госдума еще не раз вернется к калининградской проблематике.

Леонид СТЕПАНЮК, руководитель компании-перевозчика, депутат Облдумы:

- Поправки, касающиеся лизинга автотехники, оцениваю позитивно. В область ввезено много транспортных средств, взятых в лизинг в Европе. С 1 января, после вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, наши автоперевозчики могли лишиться такой возможности, пострадали бы многие компании. Теперь посмотрим, как таможня будет читать измененную статью закона. По предварительной информации, они готовы согласиться с трактовкой, которая нас устраивает. В целом поправки - это то, что можно было сделать в ситуации, в которой мы оказались. Надеюсь, все заработает, будем смотреть и анализировать.

Газета «Комсомольская правда» (Калининград)


Вернуться к списку новостей

Другие новости на эту тему: