Инкотермс: распределение расходов между продавцом и покупателем

21.10.2016

Рассказывает руководитель Корпоративный онлайн университет Александр Мякота

 

Актуальность этой темы обусловлена тем, что в условиях глобализации торговли требуется стандартизация договорных условий. Договаривающиеся стороны очень часто игнорируют возможности изменения обстоятельств, пытаются учесть и согласовать все детали, либо излишне упрощая текст договора. В этом случае требуется применять какие-то стандартные документы, коим и является ИНКОТЕРМС. Кроме этого для понимания рентабельности сделки расчёта таможенной стоимости нужно иметь представление о структуре затрат. Вот об этом мы с вами и поговорим на этом занятии.

Торговые термины, обозначающие обязанности сторон при поставке товара, появились задолго до ИНКОТЕРМС. ИНКОТЕРМС определяет толкование этих терминов, которые используются во внешней торговле. Его задача, это обеспечение, понимание и единообразного применения участниками внешнеэкономической деятельности ключевых терминов и понятий. То, что фактически во всех контрактах при обозначении условий поставки используются термины со ссылкой на ИНКОТЕРМС, говорит о том, что ИНКОТЕРМС справляется с этой задачей.

ИНКОТЕРМС разработан Международной торговой палатой. Эта организация имеет большое значение в создании благоприятной правовой среды. Она была создана в 1919 году и в качестве своей основной цели обозначила содействие бизнесу, и ей удаётся эту цель последовательно реализовывать. Основным инструментом, который обеспечивает достижение цели, является разработка рекомендаций для использования предпринимателями в договорной практики.

Международная торговая палата функционирует через национальные комитеты, действующие в 77 странах. В том числе её представительство есть и в России.

По своей правовой природе ИНКОТРЕМС не является источником права. Но он получает юридическую значимость, если в договоре будет сделана явная ссылка на него. Правильная ссылка так, как указано на этом слайде. Это подтверждается текстом Венской конвенции, которая говорит, что стороны связанные любым обычаем, относительно которого они договорились, а также это подтверждается Гражданским кодексом Российской Федерации. Причём, в статье 1211 п. 6 даётся даже отдельная оговорка касательно отсутствия в договоре иных указаний, что лишний раз подчёркивает, что текст договора превалирует над текстом ИНКОТЕРМС.

Если вам надо дополнить условия, описывающие поставку товара каким-то дополнительным условием, то необходимо это прописать в договоре. ИНКОТЕРМС содержит специальное указание обязанностей продавца и покупателя. Оно состоит из 10 пунктов, которые привязаны к процессу доставки товаров. Здесь предусмотрены все основным аспекты доставки товаров.

В данном уроке нас больше всего интересуют пункты 3 и 4 обязанности сторон, в которых содержится информация о том, кто будет заключать договор перевозки и страхования, на каких условиях продавец осуществляет поставку, а покупатель делает принятие поставки.

Правила ИНКОТРЕМС включает описание основных торговых терминов, отражающих предпринимательскую практику в договорах международной купли-продажи товаров. На этой схеме отображается несколько возможных маршрутов поставки товаров.

Поставка железнодорожным транспортом, перемещение товара автомобильным транспортом, авиаперевозка и доставка морским транспортом. В зависимости от вида транспорта, определённого места и условий передачи товаров от продавца к покупателю выбирается одно из 11 условий поставки. Стоимость товара в процессе его доставки от продавца к покупателю увеличивается из-за расходов, связанных с процессом перемещения, хранения и прохождения формальностей. На этом примере мы можем наблюдать этот процесс. Товар грузится, перемещается на терминал, там происходит его обработка и оплачивается таможенная формальность, затем идёт основная перевозка, товар помещается на терминал в стране импорта, там происходит таможенная очистка, и товар доставляется на склад покупателя, где и разгружается. Как мы видим, всё это увеличивает стоимость товара на довольно существенную сумму.

Поставка со склада продавца в ИНКОТЕРМС обозначается термином EXW. При этом у продавца минимальные обязанности и он практически не несёт никаких расходов по доставке товара. Продавец обязан предоставить товар в стандартной упаковке. Условия, при которых товар предоставляется на терминале, обозначается термином FCA - франкоперевозчик. В стоимость на этих условиях входят дополнительные расходы по погрузке, упаковке товара и стоимость перевозки товара до терминала основного перевозчика. Если требуется какая-то особая упаковка, то это надо отдельно оговаривать в контракте.

Для перевозок морским и речным видом транспорта используют FAS – свободно вдоль борта судна, и FOB – свободно на борту. При условиях FASпродавец обязан предоставить товар, путём размещения его вдоль борта судна, и соответственно он оплачивает все расходы, в том числе и стоимость перевозки до порта. В отличие от FASпри FOB продавец обязан доставить товар путём перемещения его на борт судна. Обратите внимание, что в этой редакции ИНКОТЕРМС 2010 исчез термин «перенос через поручни судна», и товар принимается на борту судна. Также сейчас не рекомендуется использовать термин FOBв случае контейнерных перевозок, поскольку продавец практически передаёт товар порту и далее контейнерная линия сама осуществляет его погрузку на судно. Продавец не может за это фактически нести ответственность.

При поставке товара на условиях CFRпродавец обязан заключить и оплатить договор перевозки товара от пункта поставки до порта назначения. Продавец обязан поставить товар путём помещения его на борт судна.

СIFот СFRотличается тем, что продавец обязан застраховать груз на стандартных условиях страхования с возмещением случая страхового случая 110 % стоимости убытков.

Ценообразование при использовании терминов CPTи CIPаналогично терминам CFRи CIF. Если мы будем рассматривать их на базе FCA, к нему прибавляется стоимость перевозки в случае использования термина СPTи стоимость перевозки и страховки в случае использования термина СIP.

Термины группы D, которые так и называются «доставка до», предполагают, что все расходы по доставке товара до согласованного места и терминала несёт продавец. Он же несёт и все риски.

Следует рассмотреть, чем отличаются обязанности продавца при различных условиях.

На условиях DAT– поставка на терминал, продавец обязан оплатить разгрузку товара. При поставке на условия DAPи DDPразгрузку оплачивает покупатель и при этом на условия DDPпродавец обязан оплатить таможенные пошлины и сборы в стране импорта.

Многие начинающие участники внешнеэкономической деятельности любят выбирать термин DDP, поскольку им кажется, что этим они освободят себя от всех таможенных формальностей. Надо сказать, если вы грамотно в контракте не пропишите распределение стоимости, то фактически вы оплатите таможенные пошлины с суммы, которая уже содержит таможенные пошлины. Поэтому их в контракте обязательно нужно выделять, а лучше, честно говоря, не использовать это правило.

Как мы уже поняли, в случае применения группы D и группы С продавец обязан оплатить доставку товара.

В чём же разница между этими двумя группами? Не каждый продавец согласится взять на себя обязанности поставки на условиях группы Dи при этом не заложить в стоимость товара возможные риски. Поэтому эти условия поставки встречаются в контракте реже, чем условия группы Fили группы С.

Давайте подведём итоги и с помощью этой схемы посмотрим на распределение расходов между продавцом и покупателем. Слева продавец – справа покупатель. Расходы покупатель обозначены красным цветом, расходы продавца синим. Итак, на условиях EXWза всё платит покупатель. На условиях FCAпродавец обязан доставить товар до терминала, где он будет передан основному перевозчику. Далее все расходы несёт покупатель. На условия СPT товар доставляется до указанного места, при этом продавец обязан заключить договор перевозки и оплатить его. Условия CIPотличают от CPTтем, что продавец обязан также заключить договор страхования на стандартных условиях. Условия группы D– это DAT, DAPи DDP, предполагает, что продавец несёт все расходы, связанные по договору, до указанного места. Здесь просто различается место доставки. Отдельно хочется напомнить, что при условии доставки DATпродавец также должен оплатить и разгрузку товара с транспорта.

Давайте рассмотрим отдельно условия доставки морским и речным транспортом. Условия FAS, как мы помним, это доставка товара и размещение его вдоль борта судна. Условия FOBпредполагают оплату терминальной обработки и погрузки на судно. Условие СFRи СIFаналогично условиям СPTи CIPс той же оговоркой касательно страховки, т.е. на условиях СIFмы оплачиваем страховку. Только напоминаю, что все эти условия, которые я перечислил последними, относятся к морскому и речному транспорту.

Рассмотрим структуру дополнительных расходов покупателя на примере конкретного контракта. Мы имеем контракт между фирмой А (Турция) и фирмой В (Россия). Предметом контракта является поставка свежих помидоров, упакованных в пластиковые ящики. Поставка осуществляется на условиях FCAСамсун Турция Инкотермс 2010. Стоимость товара при этих условиях 8,000 долларов. Поставка товара осуществляется по маршруту Корун – Самсун – Новороссийск- Ростов-на-Дону.

На данном слайде приведены все расходы, которые понесли стороны при доставке товара на склад покупателя. Здесь расходы продавца и расходы покупателя.

Давайте выделим расходы покупателя. Итак, стоимость упаковки помидоров в ящики, стоимость погрузки на складе отправителя, стоимость доставки на терминал в Самсун, всё это вошло в условия поставки FCA– это расходы продавца. Все остальные расходы, которые приведены ниже, всё это расходы покупателя. Ему, так или иначе, придётся за это заплатить для того, чтобы увидеть свой товар на складе в Ростове. Таким образом, стоимость расходов покупателя дополнительных 2250 долларов. Таким образом, стоимость товара на складе в Ростове составит уже 10250 долларов.

При декларировании товара важно правильно определить таможенную стоимость. Таможенная стоимость, эта стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей, пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС. Фактически она является налоговой базой. Она определяется участником внешнеэкономической деятельности. Правильность её определения контролируется таможенными органами. В таможенную стоимость включаются все затраты на транспортировку, страхование, лицензирование и другие фактические затраты, понесённые декларантом, контрактодержателем к моменту пересечения таможенной границы Таможенного союза. Термины ИНКОТЕРМС нам как раз и позволяют понять, кто, за что заплатил при доставке грузов до границы Таможенного союза. Например, если в инвойсе указана стоимость на условиях СFR Новороссийск, как раз, мы знаем, в Новороссийске как раз и проходит граница Таможенного союза, то инвойсная стоимость может быть использована, как таможенная стоимость в целях декларирования.

Как мы уже сказали, в таможенную стоимость ввозимых товаров включаются все расходы, которые покупатель оплатил до момента прибытия товара на территорию Таможенного союза. Если контракт предполагает доставку товара в двух территориях Таможенного союза, можно ли уменьшить таможенную стоимость на стоимость перемещения товара по территории? Оказывается можно. Туда не включаются расходы, которые понёс грузовладелец до того, как товар пересёк таможенную границу. Есть особенности расчёта дополнительных расходов внутри территории Таможенного союза. Например, достаточно легко можно вычесть из стоимости товара с целью исчисления таможенной стоимости расходы, связанные с грузоперевозкой, поскольку стоимость грузоперевозке пропорциональна весу груза и длине маршрута, по которому этот груз перемещается. Для расходов по страхованию такой метод не годится. Расходы страхования определяются стоимостью товара в зависимости от протяжённости товаров. Сопоставив расходы продавца и покупателя можно привести эти расходы к расходам до границы и определить таможенную стоимость.

Продолжаем рассмотрение нашего примера. Определим таможенную стоимость для уже известного нам контракта поставки турецких помидоров. Напомню, что поставка осуществляется на условиях FCAСамсунг и цена товаров на этих условиях 8000 долларов.

Давайте определим, какие расходы покупателя должны быть учтены в расчёте таможенной стоимости. В инвойсную стоимость вошли расходы, которые представлены в синей рамке. Какие расходы покупатель оплатил, чтобы доставить товар до границы Таможенного союза. Это доставка груза и перевалка в порту Самсун, фрахт до Новороссийска и страховка контейнера до Новороссийска. Таким образом, дополнительные расходы, связанные с доставкой товара до границы Таможенного союза составили 1350 долларов. Значит, таможенная стоимость товара составляет 9350 долларов.

Давайте рассмотрим ещё один пример контракта. На этот раз условия поставки DAPВоронеж. Цена товара 40000 долларов, маршрут поставки Гуанджоу-Новороссийск-Воронеж. Какие расходы из тех, которые приведены в таблице, войдут в таможенную стоимость? Можно ли таможенную стоимость уменьшить по отношению к той стоимости, которая указана в инвойсе? Для начала давайте разберёмся, что вошло в DAP. В DAPвошли те пункты затрат, которые представлены в синих рамках. Что из этого является расходами по перемещению товаров по территории Российской Федерации. Это перевалка контейнеров в порту Новороссийск и перевозка от Новороссийска до Воронежа. Таким образом, сумму этих затрат мы можем вычесть из инвойсной стоимости и уменьшить тем самым таможенную стоимость на 1750 долларов, что соответственно уменьшит нам все платежи.

Я рекомендовал бы внимательно проверять все документы, которые подтверждают стоимость. В них не должно быть противоречий.

Давайте рассмотрим два документа, инвойс и коносамент. Есть ли противоречия в сведениях? Да. В разделе «оплата фрахта» указано, что оплата будет произведена при получении товара. Соответственно, если вы подаёте два таких документа одновременно, у таможенника могут возникнуть вопросы, достоверен ли инвойс. Почему он противоречит коносаменту. Перед подачей декларации это надо обязательно проверить. Сведения, представленные в документах, не должны друг другу противоречить.

В заключение нашего видеоурока хотелось бы дать несколько рекомендаций. Во-первых, определяйте чётко все элементы стоимости, сравнивайте варианты и информируйте клиента о разнице в стоимости – ему должно быть выгодно, требуйте все необходимые документы, подтверждающие расходы сторон. Проводите проверку сведений в представленных документах. Предупреждайте о возможных рисках.

Мы с вами закончили просмотр видеоурока «ИНКОТЕРМС: распределение расходов между продавцом и покупателем». Я напомню, что в структуре курса ИНКОТЕРМС 2010 есть ещё видеоуроки «Роль ИНКОТЕРМС в формировании международных договоров», «Терминалы ИНКОТЕРМС», «Распределение рисков в соответствии с условиями поставки», «Распределение расходов в соответствии с условиями поставки».

Уважаемые коллеги, надеюсь, что представленные материалы были для вас полезны. До новых встреч на наших мероприятиях.